Велоспорт: виды соревнований, разряды, велосипедный спорт в России

Один из привлекательных видов спорта, доступных как для взрослых, так и для детей. Велосипедный спорт что это за вид и какие соревнования проводятся – расскажем далее.

Нагрузка на ноги

Безусловно, основная силовая нагрузка при езде на велосипеде приходится на ноги. Поскольку движение двухколесного транспортного средства осуществляется за счет постоянного кручения педалей, то именно все мышечные группы нижних конечностей накачиваются быстрее. Если стоит задача придать ногам рельеф и упругость, то велобайк является идеальным решением. Какие мышцы тренирует велосипед — об этом стоит узнать всем начинающим спортсменам.

Квадрицепсы — один из сильнейших мускульных комплексов человеческого тела, который формирует всю переднюю поверхность и более половины боковой части бедра. Эта группа включает в себя четыре составные мышцы:

  • латеральную широкую;
  • медиальную широкую;
  • промежуточную широкую;
  • прямую.

Сила накачивания мышц зависит от того, как велосипедисты ездят на велобайке. В положении сидя отлично тренировать переднюю часть бедра, а стоя — заднюю. Колоссальная нагрузка на мышцы хорошо чувствуется, когда велосипед поднимается в гору, так как в это время приходится применять максимальное количество усилий.

Нагрузка на ноги

Кататься все время в гору не рекомендуется, такие частые тренировки на мышцы в итоге могут привести к различным травмам. Следует чередовать способы передвижения, не забывать о нескольких минутах ходьбы после часового заезда, чтобы избежать перенапряжения.

На велосипеде икроножные мышцы хорошо прорабатываются, когда приходится вытягивать ноги, нажимая поочередно передней частью стоп на педали. При этом медленное вращение будет куда эффективнее быстрого темпа. Также следует практиковать езду стоя, за счет которой в большей мере задействованы икры, отдыхающие в положении сидя. Во время осуществления данных действий велосипед развивает мышцы, сухожилия коленного сустава.

Сгибатель бедра — группа подвздошных мышц, располагающихся в паховой области. Хоть работа мышц при езде на велосипеде минимальна, их можно запросто травмировать. По этой причине кататься следует крайне осторожно, а также быть внимательным к собственным ощущениям. Ответ на вопрос, можно ли на велосипеде накачать ноги, сделав при этом значительный прирост мышечной массы, очевиден. Активная езда помогает добиться желаемого результата, если совершать велопрогулки не менее трех раз в неделю, выбирать маршрут с различными типами рельефа местности, комбинировать интенсивность силовых тренировок.

Появление велосипеда

Люди еще много веков назад стали задумываться о таком виде транспорта, которым можно было бы управлять задействовав собственную мышечную силу, например ног. Изобретение велосипеда, точнее его прототипа, произошло в начале XIX века. Приписывают его немецкому изобретателю Карлу Фон Дрейсу, который в 1817 году изобрел двухколесный самокат. Изготовлен он был из дерева, а передвижение на нем напоминало ходьбу на лыжах.

Бытует мнение, что первый велосипед придумал русский крепостной умелец Артамонов в 1800 году. Сконструировав конструкцию на двух колесах он отправился, с разрешения хозяина, в путешествие из уральского села Верхотурье в Москву, преодолев почти 2000 километров. Его изобретение было высотой в полтора метра и весом 40 кг. Но к сожалению, ни точных сведений, ни других официальных фактов на этот счет не сохранилось, поэтому эту историю принято считать легендой.

Появление велосипеда

Развитие велоспорта за рубежом

В 1868 году были проведены первые официальные соревнования по велоспорту. В Париже прошла велосипедная гонка, с дистанцией в два километра. Победителем стал англичанин Дж. Мур. В следующем году, он же одержал победу на шоссейной гонке длиной в 120 километров. Дистанции гонок становились сложнее и требовали все большей выносливости.

Модернизация велосипеда привела к тому, что в 1885 году шотландец Денлоп создал первые пневматические велосипедные шины. Его стало меньше трясти. Велосипед стал более маневренным и комфортным для езды, приобретал все большую популярность не только как средство передвижения, но и вариант для занятий спортом. Начиная с 1870 года, во многих странах Европы начинают строить специальные велосипедные треки. Стоит отметить, что с появлением велосипедных шин, гонки на велосипедах стали проводить не только на специальных треках, но и на обычных дорогах. В конце XIX века такие соревнования проводились во Франции и Америке. В 1893 году в Чикаго проведен первый чемпионат мира по велогонкам на треке.

Появление велосипеда

Велосипедный спорт, как спортивная дисциплина, был включен в программу Олимпийских игр 1896 года в Афинах. Вскоре после этого в 1900 году, образован Международный союз велосипедистов. С 1908 года в программе Олимпиад разрешены парные гонки. Женщины получили право принимать участие в велогонках на Олимпиаде 1984 года. В 1996 году в игры ввели соревнование на горных велосипедах по специальным велотрассам, разработанным специально для этого вида спорта.

Читайте также:  Как выбрать идеальный автомобиль для новичка

Развитие велоспорта в России

Впервые международные соревнования по велогонкам прошли в Москве в 1883 году. В 1884 году официально образовалось сообщество любителей велоспорта в Москве и Санкт Петербурге. Со временем и в других городах России стали появляться подобные сообщества. В начале XX века, увлечение велосипедным спортом охватило всю Россию. Спорт стал популярен как среди участников, так и зрителей. Но после переворота 1917 года, велоспорт приостановил развитие, страна переживала тяжелое время. В 1918 году были проведены соревнования по маршруту Москва-Тверь и обратно. Начиная, с 1950-х годов советские и российские велогонщики начинают свои выступления на международной арене, выигрывают престижные соревнования, завоевывают золотые олимпийские медали.

Появление велосипеда

Подводя итоги, можно сказать, что велоспорт — это интересное, а главное полезное для здоровья занятие. Вам необязательно выигрывать мировые первенства или становиться олимпийским чемпионом, чтобы попробовать прикоснуться к виду спорта, с такой интересной и богатой историей.

Польза катания на велосипеде

Кататься на велосипеде любят и дети, и взрослые, это очень увлекательное и полезное занятие. Кроме того, это отличное средство для поддержания своей физической формы и подходит людям всех возрастов. Польза велосипеда для здоровья неоспорима, ведь велоспорт универсален, не требует особых материальных затрат и не наносит вреда организму.

С помощью велосипедной прогулки можно не только с пользой провести время, но и быстрее добраться, например, до работы или за покупками. Свойства такой тренировки будут полезными для опорно-двигательного аппарата. Кроме того, катаясь на велосипеде, можно:

  • укрепить и подтянуть мышцы ног и ягодиц;
  • наладить кровообращение и укрепить сердечную мышцу;
  • поддержать тонус сосудов ног, что будет отличной профилактикой варикоза;
  • принести пользу дыхательной системе, ведь при учащении дыхания уровень кислорода в крови повышается, а значит, улучшается метаболизм;
  • улучшить подвижность суставов, ведь с возрастом хрящевая ткань теряет свою эластичность, а езда на велосипеде даст в этом ощутимую пользу;
  • получить массу новых впечатлений и положительных эмоций, тем самым избавившись от вреда, полученного в результате стрессов и хронической усталости;
  • улучшить сон и общее самочувствие, если устроить полезную получасовую велосипедную прогулку вечером.

Помимо прочего, катание на велосипеде дает пользу для ускорения процесса похудения, поскольку так можно сжечь лишние калории, не прибегая к изнурительным тренировкам в спортзале;

Помимо всего прочего, велосипед не производит выхлопов в окружающую среду, и человек катается на нем в том числе и с пользой для природы.

Важно! Полезные свойства езды на велосипеде проявятся в полной мере, если кататься вдали от трасс, в лесах или парковых зонах с чистым воздухом.

Польза велосипеда для женщин

Доказано, что ездить на велосипеде представительницам прекрасного пола не только можно, но и нужно. Такое полезное времяпрепровождение имеет свойства отличной тренировки всего женского организма.

Польза катания на велосипеде

Многие девушки и женщины катаются на велосипеде, чтобы похудеть и принести пользу своему телу, ведь всего часовая прогулка помогает избавиться от 300 калорий, а если прибавить скорости, то цифра удваивается!

Ученые выяснили, что у женщин, ведущих активный образ жизни и занимающихся велоспортом, климакс наступает на 4 года позднее, и они легче переносят его проявления, чем те, которые больше сидят дома.

Чем полезен велосипед для мужчин

Сильный пол также страдает от избыточного веса, поэтому езда на велосипеде может принести пользу для мужчин при регулярных прогулках. С ее помощью можно избавиться от накопленных килограммов, при этом без затрат на посещения тренажерного зала и персонального тренера.

Ввиду того что езда на велосипеде помогает поддерживать тонус сосудов, она является отличной профилактикой проблем с потенцией и одним из полезных способов улучшить качество сексуальной жизни мужчины. А за счет насыщения крови кислородом она имеет свойство снижать риск возникновения болезни Альцгеймера.

Польза езды на велосипеде для детей

Большинство детей мечтают о велосипеде еще в раннем возрасте. Для них это не только отличный способ улучшить физическое развитие, но также и проверка на выносливость, и полезная игра, и способ общения с друзьями на свежем воздухе. У детей, часто катающихся на велосипеде, наблюдается прекрасный сон и аппетит, они болеют реже, более сообразительны и активны в жизни.

Технические требования

Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. (ПДД 2.3.1 и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6.). Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления (ПДД 2.3.1). Кроме всего прочего, на велосипеде при движении должны быть включены ходовые огни или (что технически довольно трудноосуществимо) фара, поскольку п. 19.5 ПДД обязывает сделать это водителей любых транспортных средств, а не только механических.

В ПДД Беларуси включение ходовых огней (фар) при движении в светлое время суток необязательно.

Основные виды

На сегодняшний день существует 4 основных вида велоспорта:

  1. шоссейные;
  2. трековые;
  3. мотокросс на велосипедах;
  4. соревнования на горных велосипедах.

Благодаря своей популярности, все перечисленные виды являются олимпийскими. А сейчас рассмотрим что за спорт представляет собой каждый вид в отдельности.

Шоссейные велогонки

Данный вид представляет собой гонка, проводимая на большие дистанции и продолжающая много дней. Для этого спортсмены будут кататься на специальных шоссейных велосипедах.

В качестве трассы могут служить как асфальтированные дороги, так и брусчатка, гравий. Сама дорога может быть идеально ровной, так и иметь различные неровности. Главное требование – отсутствие участков с пересеченной местностью.

Подразделяются на следующие виды:

  • простые однодневные – когда спортсменам требуется проехать около 300 км;
  • сложные многодневные – такие заезды могут продолжаться более 7 дней, за время которых нужно преодолеть не одну тысячу километров;
  • критериум – представляет собой круговую гонку, трасса которой проходит по городским улицам и составляет около 50-150 км;
  • гранд тур – состоит из 3 гонок, с общей продолжительностью в 21 день. Проводится в Испании, Италии и во Франции.

Трековые велогонки

Данные соревнования проходят на стадионе на специальном треке. В отличие от шоссейных, он не отличается масштабностью и красотой. Однако является не менее популярным.

Трек представляет собой твердое, идеально ровное покрытие, имеющее определенный угол наклона, доходящий до 42°.

Всего разделяется на 16 дисциплин. Между собой они разделяются только небольшими отличиями в правилах.

Наиболее популярные:

  • индивидуальные и командные;
  • имеющие общий или раздельный старт;
  • спринт или гонка с преследованием;
  • в которых делается оценка относительно отведенного времени на получение баллов.

Для победы следует приехать быстрее чем соперники.

Велосипедный мотокросс

Можно встретить еще обозначение BMX. Для участия потребуются специальные велосипеды, имеющие данную маркировку. Их главное отличие заключается в наличие широких шин, так же как в маунтинбайке, небольшие колеса с низкой посадкой велосипедиста, причем руль должен быть расположен достаточно высоко.

Благодаря конструкции, такой вид транспорта является более устойчивым, легко преодолевает различные перепады высот, позволяет выполнять трюки.

Такое соревнование проходит на специальных трассах, имеющих грунтовое покрытие, извилистые, имеющих трамплины, ямы, возвышения или иные препятствия, которые обязательно необходимо преодолевать.

Гонки на горных велосипедах

Это экстремальный вид спорта и очень зрелищный. Является относительно молодым, но весьма популярным в Европе и США.

Разделяется на:

  • кросс — представляет собой заезд, проходящий по пересеченной местности, на дистанцию до 5 км;
  • даунхилл – это будет скоростной спуск, причем трасса будет состоять из естественных препятствий;
  • марафон – длина заезда более 100 км, причем принимаются заявки от всех желающих.

Факторы, влияющие на скорость движения

Уровень подготовки велосипедиста

Скорость движения больше всего зависит от физической силы и выносливости наездника. Опыт ездока больше влияет на скорость езды, чем выбор типа велосипеда. При движении по шоссе опытный велосипедист на горном велосипеде сможет удержать на хвосте начинающих гонщиков на шоссейных велосипедах, сохраняя более высокую скорость даже при подъёмах в гору.

Сопротивление встречного воздуха

На скоростях 25-27 км/ч существенно тормозит движение велосипеда сопротивление воздуха. Если дует встречный ветер, то становится трудно двигаться уже на скорости 10-15 км/ч. На горном велосипеде с широким и высоко установленным рулём, а особенно, с низко опущенным седлом, намного тяжелее крутить педали на скорости 30 км/ч, чем на шоссейном велосипеде. У шоссейника имеется особенная деталь – узкий руль с нижним захватом (бараньи рога). При ощутимом сопротивлении встречного ветра наездник шоссейного велосипеда может пригнуться к рулю, захватив руль за нижнюю часть дуги, таким образом, значительно снизив нагрузку.

Полностью избавиться от давления встречного воздуха можно только заехав в воздушный мешок, под защитой впереди идущего автобуса или грузового автомобиля. Но пристраиваться сзади за автобус или грузовой автомобиль очень опасно, так как они могут резко затормозить или повернуть при объезде ямы.

Сопротивление качению

Особенно ощущается это противодействие в начале движения. На разгон с места из-за него уходит больше энергии, как у велосипедиста, так и у двигателя автомобиля. После начала движения сопротивление качению меньше сказывается на величине усилия, необходимого для разгона. С увеличением скорости движения это противодействие постепенно уменьшается.

Увеличение трения между шиной и дорогой в первую очередь повышает величину сопротивления качению. Узкую шину, которая продавила мягкий грунт тяжело оторвать от земли. Шина с широко расставленным протектором чрезмерно притирается к твердому асфальтному покрытию, к тому же при этом быстро стирается. Поэтому выбирать покрышки по ширине, площади и глубине протектора следует с учётом того, по каким дорогам вы будете ездить на велосипеде.

Факторы, влияющие на скорость движения

Давление в камере значительно влияет на трение между шиной и дорогой. Чем сильнее накачана камера, тем легче колесо катится по асфальту и твердому грунту. Для облегчения езды по щебню, песку, грязи, снегу давление в камерах рекомендуется снизить.

Читайте также:  Зарубежные парашютные системы для десантирования грузов

Большой вес велосипеда сильно повышает величину сопротивления качению. Разогнать и толкать в гору тяжелый горный велосипед всегда сложнее, чем более легкий шоссейный.

Увеличение диаметра колеса уменьшает величину сопротивления качению. Велосипед для взрослых значительно дольше двигается накатом по прямой, чем детский. Кроме того большое колесо легче преодолевает неровности дороги, перекатываясь через маленькие ямки.

Трение в передаточных механизмах

Скорость велосипеда наверняка снизит не смазанная или грязная цепь, а также изношенные втулки и каретка. Если вы стремитесь достичь большой скорости, тогда вам необходимо купить дорогие втулки и механизм каретки, и в дальнейшем следить за состоянием их смазки.

Амортизаторы на велосипеде, особенно слишком мягкие, снижают скорость по ровному асфальту. Но они оказываются незаменимыми при преодолении участков дорог с мелкими неровностями. Амортизированная вилка при движении по городу оказывается не заменимой, тогда как от заднего подвеса можно и отказаться.

Вообще то, сильно придерживаться приведенных выше средних скоростей не стоит, тем более максимальных. Вы должны кататься на велосипеде с удобной для вас скоростью, получая удовольствие от поездки.

Должны ли велосипедисты уступать дорогу пешеходам?

Водители любых транспортных средств, в том числе и велосипедисты, обязаны уступать дорогу пешеходам:

1На зебре.

Если пешеход переходит дорогу или хотя бы одной ногой ступил на зебру, вы обязаны снизить скорость и остановиться, чтобы пропустить его (не забудьте при этом показать сигнал остановки).

п. 14.1

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

2При поворотах.

Поворачивая на перекрестке или съезжая во дворы, велосипедист обязан уступить дорогу пешеходам, которые переходят дорогу у него на пути.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

п. 13.1

Подробнее об обязанностях водителей пропускать пешеходов читайте в отдельной статье.

Шоссейный велоспорт

Шоссейные гонки на велосипедах появились раньше других велодисциплин. Старты на этих соревнованиях могут насчитывать тысячи участников, а наблюдать за ними будут миллионы фанатов по всему миру.

Среди шоссейных гонок, как наиболее популярные, выделяют следующие:

  • Индивидуальная,
  • Групповая,
  • Критериум,
  • Многодневная.

Первые 2 вида можно рассмотреть совместно, поскольку главным отличием является тип старта. В индивидуальной – это раздельный старт через определенные интервалы, а в групповой – это масс-старт.

Еще одним отличием является то, что в групповой гонке очень важна тактика отдельной команды. Ведь для победы может быть не достаточно лишь одного высокого результата отдельного спортсмена.

Шоссейный велоспорт

Критериум – круговая гонка, в которой имеют место быть промежуточные отсечки. На них могут либо подсчитываться промежуточные очки каждого спортсмена, либо отсеиваться последние.

Чаще всего такие гонки проводятся на городских улицах. Благодаря этому, критериум является очень зрелищным и динамичным соревнованием.

Многодневная гонка то же самое, что и групповая, только проводится в несколько этапов.

Каждый, кто хоть немного знаком с велосипедами слышал про Тур де Франс. Это самая знаменитая многодневка в мире велоспорта.

Каждый день спортсмены должны преодолевать участки различной протяженности с минимальным отдыхом между гонками.

Гонки по треку проходят в закрытых помещениях. Данным соревнованиям присуща контактная борьба, поскольку дистанции могут быть меньше километра, а скорости спортсмены развивают очень большие. Самые популярны следующие дистанции:

  • Спринт и командный спринт,
  • Гонка по времени,
  • Гонка по очкам,
  • Гонка преследования,
  • Скретч.

Протяженность спринтерских гонок составляет, как правило, не более 3-х кругов. Правила просты – пересечь финишную черту первым.

Особенностью командного спринта является то, что для победы команды достаточно победы только одного ее члена.

Шоссейный велоспорт

Поэтому, как правило, 2 участника команды помогают третьему развить максимальную скорость, а так же защищают его от атак, на протяжении одного-двух кругов, а потом сходят с дистанции.

Гонка по времени – индивидуальная гонка, в которой участник должен преодолеть заданное расстояние как можно быстрее. В гонке по очкам велосипедист должен набрать максимальное количество очков, которые даются на промежуточных отрезках.

Гонка преследования – одна из самых протяженных в велотреке. Участники стартуют с противоположных сторон трека. Задача второго – догнать первого. Расстояние заезда ограничивается 3-4-мя километрами.

Скретч – разновидность гонки на выбывание. Как только участника обгоняют на один круг, он сходит с дистанции. Если же лидер добьется форы в 1 круг, то он автоматически побеждает.