Опорный прыжок через козла: техника выполнения ноги врозь и вместе

Прыжки в гимнастике являются тем самым элементом, который требует комплексной подготовки спортсмена во многих компонентах. Тренируются ноги (путём разбега и отталкивания от мостика), руки (отталкивание от снаряда), развивается координация движения и умение владения телом непосредственно для прыжка. Что представляют собой прыжки через коня (или козла) способом «ноги врозь в длину, в ширину», какова техника их выполнения, пойдёт речь в этой статье.

Как же правильно овладеть этой техникой?

Шаг №1 Подготовительный этап

Зарядка, хорошая разминка мышц ног и всего тела. Если этого не сделать, то можно запросто повредить суставы или связки. Для разминки подойдут различные упражнения, приседания, подъемы на носочках, вращения ногами внутрь и наружу, ходьба гуськом.

Шаг №2 Теория

Перед тем, как переходить к практической части занятия нужно освоить теоретический материал. Любой прыжок делится на три этапа:

  • толчок;
  • основная часть;
  • приземление.

Отталкиваться нужно двумя ногами или одной, одновременно энергично взмахивая руками. Чтобы прыжок получился на более длительное расстояние необходимо отталкиваться резко и ритмично.

В полете сгруппировать тело так, чтобы ноги подтянулись к груди. А во время приземления колени вытянуть вперед. Можно остановиться на две ноги, на всю ступню или на пятки, но нельзя на прямые ноги, дабы не повредить колени.

Первое время желательно тренироваться в яме с песком или на матах, в совершенстве отрабатывая каждый этап прыжка. Постепенно закрепляя свои навыки, с учетом результатов каждого занятия.

Шаг №3 Практическая часть

  1. Чтобы выполнить эффективное отталкивание необходимо принять правильную позу, стать у линии старта, максимально комфортно расставить ноги на ширине плеч, приподнять руки верх, одновременно приподымая носки и прогибаясь в пояснице. После выполняется обратное движение, руки опускаются вниз, отводятся назад, ноги ставятся на всю стопу, сгибаются колени и тазобедренный сустав, корпус выноситься немного вперед и происходит отталкивание.
  2. Руки резко выбрасываются вперед, отталкивание завершается разгибанием коленных суставов и отрыванием стоп от поверхности.
  3. Полет выполняется в тот момент, когда тело прыгуна вытягивается в струну, колени поджимаются к груди, руки опускаются, а стопы выносятся вперед.
  4. И на этапе приземления ноги касаются земли, руки выводятся вперед для сохранения равновесия, ноги сгибаются в коленных суставах, тело расслабляется.

Вот такая техника выполнения прыжка в длину с места. Чтобы эффективно овладеть этой методикой, можно делать специальные упражнения, основным заданием которых является укрепление ножных мышц. Чем они будут сильнее, тем лучше Вы сможете отталкиваться и дальше прыгать.

Ребята самостоятельно определили тему урока. Ясно и четко объявили цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.

Обучающиеся были в спортивной форме.

Упражнения в ходьбе выполнялись поточным методом с использованием всей полезной площади спортивной площадки.

При переходе к процессуальному этапу урока были использованы дыхательные упражнения, которые способствовали восстановлению дыхания и одновременно решали немаловажную оздоровительную задачу, развитие дыхательной мускулатуры.

В течение всего урока была организована работа по формированию УУД;

Личностные – желание осваивать новые виды деятельности.

Регулятивные – делали выводы, слушали, наблюдали за деятельностью других.

Познавательные – представляли и осваивали информацию в разных формах.

Коммуникативные – вступали в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.

При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного урока.

При организации обеспечения учебного занятия мною уделено внимание на:

  • целостность использования форм организации занимающихся;

  • целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);

  • соблюдение техники безопасности.

При решении оздоровительной задачи было уделено внимание на функциональное состояние обучающихся, сочетание нагрузки с активным отдыхом, индивидуальной работы с каждым учеником по медицинским показаниям.

При решении воспитательной задачи я уделяла внимание на дисциплину, взаимодействие в коллективе при выполнении групповых упражнений. Старалась создать доверительную обстановку и развития такого качества, как уверенность в себе.

Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки. Осуществлению контроля по предупреждению и исправлению ошибок.

По окончанию процессуального этапа ребята провели самооценку прыжков в высоту. На листе ватмана, был изображен бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (остался на старте, проплыл несколько метров, доплыл до середины дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак.

На рефлексивно-оценочном этапе урока ребятам был предложен прием «Рюкзак». Провела выборочный устный опрос по теории, изученной на уроке.

Были заданы индивидуальные домашние задания.

Техника выполнения видов

Все прыжки, независимо от техники, делятся на 4 составляющих:

  • разбег;
  • толчок или отрыв;
  • полёт;
  • приземление.

Разбег и отталкивание выполняются примерно одинаково. При разбеге человек старается набрать максимальную скорость, осуществляя беговые шаги (обычно 19–24) на короткой дистанции в 40–50 м, и перестроить тело так, чтобы создать необходимые условия для толчка.

Отталкивание совершается в тот момент, когда спортсмен после разбега касается толчковой конечностью планки. Это самая значимая и наименее контролируемая составляющая прыжка. Преимущественно его успешность зависит от того, как точно и правильно были произведены действия, которые предшествовали толчку.

При отталкивании прямая толчковая конечность помещается на планку с перекатом с пятки на полную стопу. После чего осуществляются её сгибание, разгибание в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и резкое вынесение вперёд.

Видео: прыжок в длину с разбега Синхронно с тем, как выносится толчковая конечность, происходит выведение одноименной руки. Вторая рука уходит в сторону и назад. Поведение в полёте может быть разным.

Техника выполнения видов

Сегодня в спорте применяются 3 способа прыжков с разбега в зависимости от движений в полёте:

  1. «Ножницы» (наиболее популярная).
  2. «Прогнувшись».
  3. «В шаге» или «Согнув ноги» (наиболее простая).

Рассмотрим, каковы особенности каждой из этих техник после осуществления разбега и отталкивания, а также как производятся прыжки с места.

«В шаге»

Эта техника является наиболее простой и древней. Если человек задумывается о том, как научиться прыжкам на длинные дистанции, то ему придётся начать с изучения данного способа.

Технику коротко можно описать следующим образом. После того как спортсмен отталкивается от планки, он принимает положение в шаге. После чего осуществляется опускание маховой ноги, подтягивание к ней толчковой и лёгкий наклон корпуса вперёд.

Из этой позы делается выравнивание нижних конечностей в коленях и синхронное отведение верхних конечностей вниз и назад. После этого осуществляются подъём, выравнивание и выбрасывание ног с резким отведением рук назад. При соприкосновении с песком прыгун для сохранения равновесия сгибает колени и выводит вперёд руки.

«Прогнувшись»

Эта техника более сложная и требует дополнительной подготовки спортсмена. Сегодня она наиболее популярна в женских соревнованиях. Суть её заключается в том, что прыгун после толчка принимает положение «в шаге».

Корпус направлен вперёд, толчковая нога — прямая, расположена сзади. Маховая конечность в согнутом состоянии вынесена бедром вперёд, а руки с согнутыми локтями устремлены вверх.

После чего маховая конечность опускается вниз, синхронно с толчковой заводится назад. Тело при этом прогибается в пояснице, таз заводится вперёд, а плечи — назад.

Техника выполнения видов

Следующий этап полёта — сгибание коленей и подведение их к груди. Затем идёт резкое выпрямление нижних конечностей и отведение рук назад. После приземления нижние конечности сгибаются, а руки выводятся вперёд и в стороны.

«Ножницы»

Сложная техника, выполнение которой требует от прыгуна скорости и силы. Её особенность в том, что в полёте прыгун продолжает совершать беговые движения ногами, словно он бежит по воздуху. Например, если длина прыжка составляет 8 м, то атлету удаётся произвести в воздухе 3,5 шага.

Технически это выглядит следующим образом: прыгун после толчка принимает позицию «в шаге», после чего маховая конечность выравнивается и уходит вниз, сгибается в колене и заводится назад. Одновременно делается сгибание в колене и забрасывание вперёд толчковой конечности.

После этого толчковая конечность уходит вниз, а одноимённая рука забрасывается вверх и вперёд. Маховая конечность выводится вперёд, а одноимённая рука заводится вперёд и в сторону. Таким образом осуществляется 2 шага.

Перед касанием с песком конечности сгибаются и подтягиваются к груди, а затем с усилием выбрасываются вперёд. А — способом «согнув ноги»; Б — способом «ножницы»

С места

Чтобы прыгнуть с места, спортсмену необходимо принять исходную позицию: прямая спина, расправленные плечи, прямые руки слегка заведены назад, ступни на уровне плеч, стойка у стартовой полосы. Затем нужно слегка согнуть конечности в коленях.

Отталкивание производится следующим образом:

  1. Совершить резкое выбрасывание рук.
  2. Осуществить подтягивание тазобедренной части конечностей.
  3. Распрямить колени.
  4. Сделать толчок и оторвать стопы от земли.

Полёт происходит так:

Техника выполнения видов
  1. Подтянуть колени к груди.
  2. Тело выровнять в линию.
  3. Руки опустить.
  4. Стопы завести вперёд.

Приземление:

  1. Выбросить руки вперёд.
  2. Согнуть колени.

Видео: техника выполнения прыжков в длину с места Тройной прыжок предполагает исполнение всех составляющих плюс подпрыгивание. Проще говоря, он осуществляется следующим образом: разбег — отрыв — полёт — приземление — подпрыгивание — отрыв — полёт — приземление — подпрыгивание — отрыв — полёт — приземление. Приземление происходит на ту конечность, которой был совершён толчок от планки.

Отталкивание

Нога при отталкивании ставится на брусок. Это осуществляется загребающим быстрым движением по направлению сверху вниз, а также назад по отношению к туловищу. Стопа ставится по отношению к грунту всегда вниз и вперед практически прямой, при этом мышцы-разгибатели должны быть напряжены. Затем происходит под воздействием инерции массы тела сгибание ноги в суставах, а потом — выпрямление ее. Маховая нога вместе с выпрямлением толчковой выносится движением от бедра вперед-вверх. Прыжок в длину продолжается тем, что выносится в сторону и немного назад одноименная рука, другая же — вперед-вверх и несколько внутрь. Немного разгибается в колене маховая рука. Туловище сразу же после вылета находится приблизительно в том же положении, в каком оно находилось после отталкивания. Руки должны быть немного опущены. Они поддерживают равновесие всего туловища. Это положение получило название «вылет в шаге». Оно продолжается на протяжении более четверти от всей длины прыжка. Маховая рука после «вылета в шаге» опускается вниз, затем толчковая подтягивается к ней, а колени прыгуна приближаются к груди.

При выполнении отталкивания типичными ошибками являются следующие: неправильное направление усилий спортсмена, которое вызывается неправильным наклоном головы (назад или вперед) и туловища в момент, когда происходит отталкивание; преждевременное подтягивание прыгуном толчковой ноги; небольшая амплитуда движений, осуществляющихся свободными конечностями, а также ранняя перегруппировка спортсмена в полете, которая вызвана излишним напряжением его движений.

Техника выполнения

Существует несколько видов техник, в которых фазы зависят от положения снаряда.

Опорный прыжок ноги врозь через козла в длину

Опорный прыжок ноги врозь через козла выполняется следующим образом:

  • Выполняется разбег, за которым следует мощный толчок ногами. Он осуществляется одновременно с выставлением рук вперед (к месту опоры в дальней части снаряда).
  • Тело поднимается выше горизонтали. После этого выполняется нажим обеими руками на козла со сгибанием корпуса и разведением ног в сторону.
  • После отталкивания необходимо зафиксировать прогиб тела, после чего поднять руки вверх и выполнить приземление.

Опорный прыжок ноги врозь считается наиболее простым вариантов, потому идеально подходит для последующего освоения более сложных элементов. Выполняется при установке коня в длину.

Прыжок через козла установленного в ширину

Если снаряд установлен в ширину, ноги складываются вместе и в положении над сканером переводятся вперед. Фаза приземления одинакова, независимо от используемой техники.

При выполнении безопорного прыжка трамплин может как использоваться, так и не использоваться. Вначале выполняется мощный длинный разбег с отталкиванием, после чего осуществляется перелет снаряда без переноса центра тяжести на руки. Считается более сложным, чем остальные виды.

Техника выполнения прыжка через козла на физкультуре

Все мы помним со школьных лет уроки физкультуры. Разные темы: волейбол, футбол, метание, отжимание, гимнастические прыжки и т.д. Одним из самых известных таких упражнений является прыжок через гимнастический снаряд.  Данное упражнение называют прыжки через «козла» или «коня». Рассматриваемый тренажёр-это поверхность, обтянутая кожей, ножки снаряда стойки из стали.

Высота «коня» варьируется от 90 см до 130 сантиметров. Выдерживает такой тренажер до 100 кг. Как и другие тренировки на школьной физкультуре прыжки через козла развивают все мышцы тела в комплексе. Благоприятно это упражнение влияет и на сердечную мышцу, являясь хорошей кардионагрузкой.

Также прыжки через «козла» развивают морально-волевые качества ученика, такие как решительность, мужество и смелость.

На уроках физкультуры во многих классах дети сдают нормативы на технику выполнения прыжка

Для того, чтобы приступить к выполнению прыжка необходимо провести разминку, хорошо разогреть мышцы, иначе ситуация может закончиться травмой. Для разминки подойдет медленный бег, повороты корпусом, прыжки на скакалке и приседания.

Гимнастический «конь» устанавливается в ширину или длину, этим и будет определяться дистанция разбега.

Для того, чтобы правильно и безопасно выполнить упражнение, необходимо знать все этапы его исполнения, рассмотрим каждый более подробно.

Техника выполнения прыжка через козла на физкультуре

Техника выполнения прыжка через козла

  1. Разбег. Расстояние разбега составляет примерно 10 метров. Разбег проводится плавно, без резкого набора скорости.
  2. Наскок на мостик. Мостик- это пружинная поверхность, помогающая совершить заскок на «козла».  Наскок делается при максимальном запрыгиванием на данную плоскость запрещается притормаживать. Обычно мостик и «конь» ставят в метре друг от друга.
  3. Отталкивание ногами от мостика.  При прыжке на мостик необходимо приземлиться на носки, при этом стопы должны встать параллельно друг другу, а ноги должны быть толчке с мостика на «коня» тело необходимо наклонить немного вперед, округлить спину и в прыжке выпрямить ноги в коленках.
  4. Полёт. На этом этапе тренировки школьник должен коснуться снаряд руками. Выполняется рывок, при котором плечи перемещаются вверх, руки становятся прямыми, а запястья прыжок получился выше, очень важно соединить рывок туловища и толчок руками, это и спровоцирует подъём таза и остановку ног.
  5. Полёт после скачка. Это, пожалуй, самая значимая стадия упражнения, так как после неё выставляется оценка ученику.
  6. Приземление. Чтобы не упасть приземлиться нужно на носки и сразу же встать на стопу. Для того чтобы сделать приземление более мягким необходимо немного согнуть ноги. Ведь жесткое приземление может стать причиной травмы.

Техника безопасности при таком упражнение сводится к нескольким главным правилам: запрещается выполнять прыжок без команды учителя, нужно осуществлять прыжок со страховкой, приземляться только на согнутые ноги, во избежание травмы на полу должен лежать гимнастический мат.

Бывает, что школьники совершают некоторые ошибки при выполнении такого упражнения. Рассмотрим типичные из них: длительная опора руками и рывок под себя, в полёте после толчка руками не происходит разгибание в тазобедренных суставах.

Рассмотрев все этапы выполнения прыжка через «козла», можно сделать вывод, что их последовательность несложна и одинаково важна, поэтому допущение ошибки в какой-то одной фазе может испортить все упражнение. В некоторых школах из-за опасности травмирования урок, посвященный прыжку через «козла», был отменен.

Однако остались учебные заведения, где данное упражнение осталось обязательным после 4 класса. Бытует мнение, что некоторые ученики стесняются выполнять такое упражнение, бояться сделать что-то неправильно: не с такой скоростью начать разбег, недопрыгнуть, промахнуться или упасть.

Однако при грамотном подходе  учителя и соблюдении техники безопасности такое упражнение очень полезно не только для физического воспитания школьников, но и для морального.

Прыжок с разбега: что необходимо, чтобы достичь хорошего результата?

Несмотря на видимую простоту движений, прыжок с разбега в длину предъявляет ряд серьезных требований. Без них невозможно будет достичь нужного результата. Определяющим в достижении в данном виде легкой атлетики хороших результатов является высокий уровень развития ловкости, прыгучести, силы и быстроты. Перед прыгуном стоит задача не только максимально разогнаться к моменту постановки ноги, но также и более сложное требование — трансформировать в процессе отталкивания в вертикальную скорость часть горизонтальной. Для этого необходим высокий уровень развития силы и быстроты. Благодаря скорости достигается возможность продвижения в горизонтальной плоскости как можно быстрее, а прыгучесть выражает способность выбросить тело спортсмена в вертикальной плоскости.

Читайте также:  Evel — Электровелосипед из простого велосипеда