Как выбрать горный велосипед — мнения экспертов

Полезность велопокатушек сложно переоценить. Это и отличное средство от стресса, и один из лучших способов поддержания физической формы в тонусе, не говоря уже о том, сколько удовольствия способна доставить даже простая неспешная прогулка. Однако насладиться всеми достоинствами велоактивности можно только после осуществления правильного выбора байка.

История возникновения даунхилла

Первая гонка по даунхиллу была проведена в Калифорнии в октябре 76 года прошлого века. Трасса, которая приняла первых спортсменов по даунхиллу, в переводе обозначала «Дорога Переборки». Велосипеды того времени еще не были подготовлены к таким экстремальным съездам, а название трассы само говорило за себя. После каждого сложного спуска велосипедисты меняли подшипники, так как те быстро перегревались. Велосипеды представляли из себя крузеры с баллонными шинами с низким давлением и ножным тормозом. Их нежно называли «неуклюжими». Организаторы и участники этой гонки Ч. Келли и Г. Фишер в 1979 г. создали компанию по производству горных велосипедов. Что стало отправной точкой в развитии этого вида спорта. Фирма Титан предлагает недорогие велосипеды, отличающиеся надежностью, качеством и оригинальным дизайном. В интернет магазине PMV можно заказать и купить горный велосипед титан с отличным соотношением цена-качество.

В 80-е гг. увеличивается популярность горных велосипедов. В это время в даунхилле стали использовать велосипеды и ригиды без заднего амортизатора, а передний замещался лёгкой жёсткой вилкой, и хардтейлы, имеющие переднюю амортизационную вилку. В сравнении с ригидами хардтейлы обладают лучшей проходимостью по бездорожью. Велосипеды, предназначенные специально для даунхилла, стали производить в 1990-е гг. В некоторых из них была двойная корона амортизационной вилки и дисковые тормоза. Спортсмены из других дисциплин велосипедного спорта стали переходить в дааунхилл (из ВМХ чемпионы Д. Томак, М. Кроули, Дж. Палмер, В. Сонг, Б. Лопес). Эти спортсмен привнесли в даунхилл сложные трюки с прыжками. В 1990-м году в г. Дуранго (штат Колрадо) прошёл первый чемпионат UCI Mountain Baik Championship. Он стал еще одним этапом в становлении этого вида спорта в мире. Кстати, победил в этой гонке Грег Херболд.

Современное развитие даунхилла

Современные велосипеды для даунхилла имеют вес 13-18 кг, обладают амортизацией обоих колёс и особой геометрией рамы, отличающейся от обычных горных. Диаметр колёс таких велосипедов составляет 27.5″ А в 2017 г. во время проведения первого этапа Кубка Мира во Франции впервые были использованы велосипеды, с вилками из серии FOX 49, диаметром колёс равным 29.

В настоящее время на велосипедах этого вида спорта вынос руля равен 44 мм, а сам же руль достаточно широкий, что даёт возможность хорошо контролировать байк. Сами спортсмены имеют хорошую защиту всего тела, шеи и лица. Специальные маски обеспечивают защиту глаз от пыли, мошки и грязи. А перчатки с жёсткими вставками защищают кисти и пальцы рук от переломов при падении.

Даунхилл в России

В России даунхилл развит еще не так хорошо, как, например, в Америке. Поэтому в разработке и постройке трасс чаще всего принимают участие велосипедисты. Энтузиасты разрабатывали такую трассу в 2017 году на Красной Поляне. Этому уделяется большое внимание со стороны спортивных комитетов. В России такие соревнования проводятся с 2000 года. Хорошим местом, где разрабатываются велотрассы, в том числе для даунхилла, является Кавказ и Урал. Действующим чемпионом России по даунхиллу является Пётр Винокуров.

Даунхилл — экстремальный вид спорта, который активно развивается по всему миру. Хотелось бы, чтобы история этого вида спорта ещё долго сохранялась и развивалась в том числе и в нашей стране.

Экзотика

Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт

Экзотика

Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.

Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.

Экзотика

Электровелосипеды

Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.

Экзотика

Дерт, DJ, Dirt Jump 

Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.

Экзотика

Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.

Читайте также:  Правильное питание — залог успеха в тренажёрном зале

Слоупстайл, Slope style bikes

Экзотика

Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.

Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.

Экзотика

Триал

В комментариях к статье на Facebook спросили, почему не написано про триал. Хороший вопрос. Я думаю, что триал, при всей своей сложности, требовательности к райдеру и всей специфике вообще отдельное явление. Это трюковая дисциплина, в которой велосипедист должен пройти полосу препятствий используя все навыки отрицания гравитации. Зрелищно, но уже сродни высокому искусству.

Экзотика

Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.

Заключительные рекомендации

Маршрут выбора подходящей модели двухколесного друга таков:

    • Определиться с типом подвески байка: хардтейл, двухподвес или ригид. Вид напрямую зависит от условий эксплуатации веломашины.
    • Рама: предпочтительны алюминиевые и конструкции из углеродного волокна; применение баттинга – признак качественного изделия.
    • Колеса: серьезные производители имеют в ассортименте лишь два вида размерности колес: 27,5» и 29» (найнеры). 29-е тяжелее раскручивать и сложнее поворачивать, но они дают лучшие накат и плавность хода. Спрашивая, как выбрать горный велосипед для высокого мужчины, следует иметь в виду, что людям с ростом, начиная от 190 см, прописывают исключительно найнеры.
    • Амортизационная вилка: для паркового катания или эксплуатации в основном по асфальтовым участкам и укатанному грунту подойдут пружинно-эластомерные вилки. Если велосипед будет эксплуатироваться в основном на «пересеченке» — предпочтительны воздушно-масляные и пружинно-масляные изделия.
  • Трансмиссия: на прогулочные байки устанавливаются системы, переключатели и манетки базового уровня с относительно невысоким ресурсом, отсутствующей грязезащитой и требующими частой подналадки (SRAM X3, Shimano Tourney-Altus-Acera). Достойные модели для туризма и легкой/средней пересеченки комплектуются весьма надежной трансмиссией SRAM X4/X5, Shimano Deore-Alivio.
  • Тормоза: модели для паркового катания оснащаются V-Brake. Дисковая механика более эффективна и самая надежная. Дисковая гидравлика еще эффективнее, но сложнее всех в обслуживании.
  • Цена: прогулочные модели – до 500$; хорошие туристические экземпляры и изделия для уверенного передвижения по легкой пересеченной местности – 500-1 000$; отличные аппараты для туризма и передвижения по пересеченке средней сложности: 1 000-1 500$; гоночные – свыше 1 500$. До 1 500$ рекомендуется покупать хардтейл.
  • Производители: при прочих равных условиях модель известной фирмы будет в любом случае дороже менее известного аналога. Гнаться за именем не стоит, поскольку производитель изготовляет только раму, а остальные велокомпоненты закупаются (например, трансмиссия на всех велосипедах либо от Шимано, либо от СРАМа). Смотреть при выборе лучшего горного велосипеда необходимо в первую очередь на механику – при одной и той же цене обязательно будут модели с обвесом более высоких/низких классов.
  • Ростовка: определив подходящую модель, обязательно следует поинтересоваться, как выбрать велосипед по росту райдера. Веломашина наверняка изготавливается не менее чем в четырех типоразмерах. Неправильно выбранный велосипед чреват неудобствами и способен нанести вред здоровью катальца.
Читайте также:  ТОП-15 Лучших Электровелосипедов | Ретинг 2020 +Отзывы

Какими бывают горные велосипеды?

Как и в случае со всеми остальными моделями, горные велосипеды имеют множество подвидов, предназначенных для эксплуатации в тех либо иных условиях.

Кросс-кантри байки (XC)

Для многих покупателей считаются наиболее оптимальным вариантом, поскольку позволяют активно и динамично перемещаться как по пересеченной местности, так и по обычным городским дорогам. Развитый протектор допускает использование на полном бездорожье, а благодаря системе трансмиссии, включающей, как минимум, 20-23 скорости, обеспечивается достойная скорость перемещения вне зависимости от типа покрытия.

Достоинства

  • Мощные и надежные;

  • Невысокая стоимость;

  • Качественная и развитая передняя подвеска, нивелирующая неровности;

  • Развитый протектор, позволяющий ездить по полному бездорожью и по трассе с одинаковой эффективностью;

  • Универсальные;

Недостатки

  • Не допускают по-настоящему экстремальную езду, прыжки и маневры;

Даунхилл-маунтинбайки

Особый подвид горных велосипедов, предназначенный для скоростного маневрирования и спусков по ухабистым горным склонам и полнейшему бездорожью. Основными элементами конструкции являются сдвоенная подвеска, обеспечивающая максимальную амортизацию, а также передняя вилка, обладающая огромным значением хода – под 250-300 миллиметров.

Достоинства

  • Мощные и надежные;

  • Дисковая тормозная система;

  • Развитый протектор;

  • Большой ход передней вилки;

  • Двойная система подвески;

Недостатки

  • Достаточно дороги;

  • Малопригодны для эксплуатации на обычных дорогах;

  • Большой вес;

Универсальные MTB

Велосипеды, которые являются некоей аналогией кроссоверов в мире авто. Предназначены для активных городских покатушек с возможностью выезда на легкое либо среднее бездорожье. Характеристики их схожи с более старшими «братьями», однако наблюдается некоторое упрощение в системах подвески и трансмиссии, а также несколько иной форм-фактор рамы, обеспечивающий комфортную посадку при городской эксплуатации.

Достоинства

  • Высокая универсальность;

  • Невысокая цена

  • Прочная, и в то же время нетяжелая рама;

  • Дисковая тормозная система;

  • Продуманная конструкция подвески;

Недостатки

  • Не являются в полной мере горными велосипедами;

  • Тормозная система практически всегда имеет тип v-brake;

  • Практически всегда оснащаются бюджетной трансмиссией;